Привет всем.
Я попытаюсь коротко, в пределах пятиминутного чтива, повествовать о зимних походах на Приполярный Урал. Снегоходных походах. Если Вам посчастливилось там побывать, возможно, мой рассказ будет Вам неинтересен, зато нам будет, о чем поговорить при встрече.
Короткая справка Wiki:
«Приполярный Урал — наиболее высокая часть Уральских гор. Именно здесь расположена высшая точка Уральских гор — гора На́родная, 1894,5 м. Выделяются ещё несколько вершин, отличающихся альпийским рельефом: Манарага (1662 м), Колокольня (1724 м), Защита (1808 м), Манси-Ньёр (Дидковского) (1778 м), Свердлова (около 1800 м), Комсомола (1729,4 м). Наиболее высокие вершины — Народная, Манарага, Карпинского, Колокольня, Неройка…»
Стоит отметить, что Приполярный Урал – не только самая высокая часть Уральских гор, но и самая широкая. Именно в этом районе хребты теснятся друг к другу до 150 км в широтном направлении при общем направлении Уральских гор с севера на юг.
В чем интерес данного региона для снегоходного туризма? В первую очередь, в его относительной доступности. При старте с западной стороны гор, района г. Печора, «до места» можно доехать автотранспортом по хорошим дорогам. Равниной пробег невелик, заход в горы очарователен. Первая встреча для путешественника – Саблинский Хребет. Очень красиво. Мощное изящное очарование древнего хаоса рождения Земли. Кстати для пеших путешественников и лыжников – зачастую конечная точка маршрута. Но мы на снегоходе. Для нас это просто первый день. Не буду описывать быт, ночевки – в тех местах – вещь вполне обыденная. Национальным парком Югыд-Ва поддерживается в жилом состоянии большое количество изб, строятся новые избы. Проблем с ночлегом в тепле нет.
А далее есть выбор – пойти на юг или север. Везде есть, что посмотреть. Попробую рассказать о «классическом» недельном маршруте. Именно на столько может себе позволить вырваться из городской суеты большая часть путешественников. Пусть это будет северный маршрут. Следует также отметить, что передвижение на снегоходах происходит в основном в пределах парка Югыд-Ва, где «не всё можно», а если без шуток – есть определенные правила посещения. Согласитесь, звучит как-то по-домашнему «парк», «правила посещения»… Но, поверьте, природа суровая, горы настоящие. Парк – это всего лишь форма, попытка сохранить наше природное наследие для потомков.
Тем не менее, мы отвлеклись. Северный маршрут. Что ж, едем на север. В пределах Приполярного Урала, его южной части (каламбур, однако), передвижение на снегоходах происходит в основном по долинам рек. Так и поедем, долины Седью, Хароты, Вангыра, Косью. На всем участке будет очень много красивых гор. Со смешными и суровыми названиями, простыми и сложными для произношения. Назовем некоторые: Сундук, Мрачная, Медвежий, Колокольня, Медвежья лапа, и, конечно, красавица Манарага. Следует отметить, что с языка народа манси – это тоже медвежья лапа. 🙂
У подножия г. Манарага – отличный приют туриста. Современное здание вместимостью 20 человек, построенное ООО «Природа» из города Усинск и переданное в дар национальному парку Югыд-Ва. Тут и остановимся. Если путешественники начинающие, и участок покажется длинным – не беда. На его протяженности есть еще избы и стоянки. Можно разбить на несколько ходовых дней.
Собственно г. Манарага. Для многих – это конечная точка. Красота неописуемая. Каждый «пальчик» на вершине имеет свое название. Всегда хочется хорошей погоды в этом месте… Вокруг – много достопримечательностей. Горы. Горы и снова горы. Но с долины реки этого не видно. 🙂 Чтобы ощутить всю широту этих мест, едем дальше на север. Идем, как обычно для этих мест, долинами рек. Но горы начинают выполаживаться, становиться столообразными. Нам это на руку. Взяв несколько перевалов, выходим выше границы леса и движемся к оз. Болбанты. На нем расположена знаменитая база «Желанная». Для справки: упоминание есть в творчестве В.С. Высоцкого. Были шахты и рудники, добыча стратегических минералов. Сейчас основной житель базы – турист. Остановимся в комфорте и мы. Есть всё: душ, сауна, стиральная машина, кухня и телевизор. Вершина маршрута. Блаженство уюта, отдых…
Постараемся не увязнуть в благах цивилизации. Едем дальше. Наша цель – Царь гора. Высшая точка Урала, г. Народная. Ударение на первый слог. Название местное, есть река Народа. К широко употребляемому слову «народ» (общество, люди) отношения не имеющее. Восхождение на саму вершину – удел пешего туриста. На снегоходе можно, как правило, подняться только до плато, с отметкой 1600 метров над уровнем моря. Но и этого более чем достаточно. Обзорная площадка. Вид: любое колесо обозрения в городском парке – жалкий фейк на видовые панорамы. Здесь туристы обычно проводят не один час. Оно того стоит.
Насмотрелись, налюбововались, навосхищались (если это возможно). Движемся далее по нашему маршруту. Нам нужно успеть в приют Манарага. Попутно осматриваем перевал Кар-Кар, п. Лимбек, верховья р. Лимбекаю. Возвращение может быть как по своему путику, так и с вариациями. Зависит от снега и желания.
От приюта Манарага насытившиеся красотами туристы обычно едут по своему путику «в сторону дома». Что и легче, и позволяет осмотреть то, что, возможно, было скрыто от глаз непогодой. Едут обычно молча, кто был первый раз. Очарованные. Возвращение обычно проблем не вызывает, но это не повод расслабляться. Еще будут перевалы, горные реки с открытой водой. Возможны пурга и снегопады. Но дорога домой – это дорога домой.
По прибытию в г. Печора есть возможность переночевать в настоящей гостинице. Привести себя в порядок перед автомобильной дорогой, возвращением в «люди».
Собственно, на этом мое повествование закончено. Остановлюсь лишь на некоторых технических аспектах. Посещение парка Югыд-Ва производится по соответствующим пропускам. Срок оформления – до месяца. Поэтому о поездке нужно подумать заранее. Передвижение в горной местности не вызывает особых трудностей, но наличие опыта, конечно, желательно. В какой-то мере его может заменить опытный проводник. Желающим воспользоваться услугами проводника тоже нужно озаботиться заранее. Услуга на сегодня редкая и востребованная. Перед сезоном проводника с хорошим опытом можно просто не найти. Все будут заняты. Минимальное пребывание, для хоть какого-то осмотра красот – от пяти дней, лучше семь-десять. Автомобильная часть не велика по масштабам страны – 1300 км в один конец. Средняя продолжительность снегоходной части маршрута – 600 км. Кому-то цифры, возможные сложности передвижения в горах покажутся трудными и пугающими, остужающими всякое желание к поездке. Это не так, все преодолимо. Дорогу осилит идущий, в нашем случае – перемещающийся на снегоходе.
Встретимся на маршруте! Всем хороших попутчиков, отличной погоды и надежной техники. Ваш КД. 🙂