Бархатный сезон - время когда снегоходчики разъезжаются «по интересам». Вторая половина февраля - время собирать впечатления. Март - время ими делиться.

...«Фан-клуб BRP» вернулся из экспедиции на плато Мань-Пупунер. Первые отзывы уже опубликованы http://d-x.ru/communicate/events/show/71/.

...Группа снегоходчиков из Чусового и Лысьвы посетила Краснодарский Край и поделилась эмоциями из Лаго-Наки, где удалось покататься на горных снегоходах.

... Третья группа обладателей BRP сегодня рассказывает о 12-дневной поездке на гору Манарага и Народная устами Юрия Попова.

Экспедиция на Манарагу и Народную 17-29 февраля 2012

Каждый год в феврале-марте мы отправляемся в путешествие на снегоходах. В 2012 году наша команда из семи человек отправилась в путешествие по маршруту Пермь-ХМАО- Коми.

Согласно плана путешествия мы должны были посетить горы Народная и Манарага - высочайшие точки Уральских гор.

Один из принципов наших путешествий - усложнение маршрутов походов из года в год. Прежние маршруты проходили по горам: Ослянка, Конжак, Кваркуш, Мань-Пупунер, Тельпазис.

В следующем году у нас в планах поход из Перми по всему Уральскому хребту к Северному-Ледовитому океану.


Юрий Попов

Состав экспедиции: 7 человек, 7 снегоходов BRP

  1. Попов Юрий, кинооператор, любитель зимнего купания в ручьях. Пилот BRP Skandic SWT 600 Асе (Пермь)
  2. Текоев Вячеслав, аксакал проекта, гимнаст-самоучка. Пилот Skandic SWT 600 Асе (Пермь)
  3. Бабин Владислав, фотокорреспондент, любитель скатывания с гор задним ходом. Пилот BRP Skandic SUV 600 (Пермь)
  4. Пепеляев Роман, рыбак-профессионал, любитель ночной рыбной ловли. Пилот BRP Skandic SWT 600 Е-Тес (Пермь).
  5. Кокшаров Дмитрий, фотокорреспондент, гонщик - экстремал. Пилот BRP Lynx 59 YETI 600 Асе (Пермь)
  6. Коняев Вадим, фотокорреспондент, любитель срезать кусок пути. Skandic SWT 600 Асе.
  7. Иванов Андрей, организатор проекта, проводник по неведомым коротким дорожкам, фотокорреспондент. Пилот BRP Lynx 59 YETI 600 Асе (Екатеринбург).

Данное путешествие было намечено год назад. Все спланировали, обсудили с проводником из Екатеринбурга Андреем Ивановым, после Нового года договорились с базами о ночевках, о доставке ГСМ.

 

17 февраля 2012:

на машинах с прицепами отправились из Перми. До Саранпауля ехали полтора дня. На трассе присоединился Андрей Иванов. Общий перегон 1250 км.

19 февраля:

Саранпауль - база «Желанная» (182 км)

Утром проверили амуницию. При себе имели 3 спутниковых телефона, 7 раций - по одной на каждого участника, запасную одежду в термо-мешках в снегоходных сумках, GPS-навигаторы (плюс один «встроенный» в голове Андрея Иванова - у него прямо чуйка находить обходные пути) и конечно лебедки. Брали палатку 8-местную с печкой, спальники (до -40С), горелки, котелки - все это пригодилось на обратной дороге. Ехали в горнолыжных шлемах - на больших перегонах в снегоходных неудобно. Один участник у нас ехал в модуляре, шея устает. Пару видео-камер захватили. Сани не брали. Опыт показывает, что поставить бензин на подножки по 20 л и сзади в кофр 20 л, на снегоход SWT с мотором АСЕ - всего 60 л - и можно без саней пройти 650 км. От саней отказались, чтобы не ломались и не тормозили движение. Бензин АИ 95 нам должны были подвезти на базу «Желанная». Канистру бензина захватили одну буквально случайно, потому как собирались в первый день пройти 120 км. Получилось 182 км. Могу сказать на нашем примере - эти снегоходы нового поколения идут 260 км без дозаправки.

Стартовали: ехали по тундре, дороге, перевалам. С погодой повезло: минус 15-20 С, ясно, солнечно, видели диких оленей (не угнаться за ними!), пастбища. Встретили оленеводов в национальной одежде, зыряне - нормальные чуваки. Больше молчат, на вопросы отвечают односложно: «В армии был? - Да. Золото мыл? - Нет». Как учил политрук, только все наоборот.

Думаю, для 95% населения Земли будет катаклизмом, если исчезнут теплые туалеты. Так вот они точно выживут. Они живут так же как и их предки тысячи лет назад.

Мы двигались вперед, наст жесткий, снега по колено. Останавливались в домиках оленеводов. В них шкуры, нары для сна, печки, никаких вандальных надписей на стенах, туристов там не бывает. Камера на моем шлеме все фиксировала. Она водонепроницаемая, батарейки на день хватало. Сейчас фильм в работу оператору отдали - к концу марта обещал закончить.

Стоит сказать, что мы передвигались по национальному парку Югыд ва, с заранее заказанными пропусками. Пройдя 182 км по тундре, лесам, рекам, перевалам, горам и озерам, к ночи мы прибыли на базу «Желанная» которая полностью оправдала свое название.

20 февраля: база «Желанная» - гора Народная.

Проснувшись на базе утром, отправились в путь и через 4-5 часов были на горе Народная. Высота Народной 1895м над уровнем моря. На снегоходах мы поднялись до отметки 1806 м. Снегоходный подъем проходил через перевалы, курумник, горные реки. Верхний участок напоминает желоб, который петляет как бобслейная трасса и ведет к вершине. Поднявшись, увидели деревянный крест. Нам открылась красивейшая панорама уральского горного хребта, с красавицей Манарагой на переднем плане. Самая главная эмоция - удивление, что это у нас, на Урале такое есть!

На самую высокую точку Уральских гор, горы Народная, можно подняться пешком, там установлен геодезический знак. Дышать, чем выше, тем сложнее. Спустились, вернулись на базу.

21 февраля: база «Желанная» - гора Манарага.

Маршрут проходил по горным ущельям, перевалам, горным озерам, рекам. По пути встретили стадо диких оленей. Пройдя перевал Олений, мы оказались в долине реки Манарага.

Долина нас удивила обилием снега. Весь день шли вдоль реки Манараги, к вечеру приблизились к подножию горы. Вдоль реки тяжело передвигаться, она не замерзает, в ручьях и оврагах постоянно «прилипали». Если бы не встроенные электрические лебедки, шли бы там несколько суток! К сумеркам залезли под «пальцы медведя». Манарага переводится как медвежья лапа. Выше всех запрыгнул Е-ТЕС. Обратно на базу вернулись к двум часам ночи, ощутив по полной прелести ночного передвижения по горам, лесам и рекам.

22 февраля: день отдыха и экскурсии.

Директор рудника, очень гостеприимный человек, пригласил посетить шахту по добыче кварца. Кварц - сырье для производства компьютеров, телефонов, телевизоров, оптики. Так же нас сводили посмотреть старую штольню, обросшую снежинками причудливой формы, подсвеченную разными цветами.

После посещения штольни мы отправились в место под названием «Орлиное Гнездо». Посмотрели на бывшую базу золотодобытчиков, на измененный рельеф местности, который они после себя оставили. Сейчас там воду разливают из минерального источника, возят за 130 км в Инту продавать. Передвигаться по горной местности возможно только на вездеходах.

После «Орлиного гнезда» прошли вверх по реке Кожим, и потом по реке Сана-вож вернулись на базу. Рыбалка в этих местах бесподобная, хариусов достают по 2,5 кг.

23  февраля; рыбный день.

В сопровождении местного жителя посетили Форельное и еще несколько незабываемых озер. Прибыв на базу «Желанная» зафиксировали праздник - День защитника отечества. Вечером обложились картами, приняли решение возвращаться неизведанным маршрутом.

24  февраля: обратный путь база «Желанная» - перевал Зигзаг, перевал Барсукова.

Проходя перевал Зигзаг один из участников умудрился сделать сальто. Другой скатиться в ущелье задом наперед. Но все обошлось, неоднократно «прилипнув», к обеду, мы спустились к истоку реки Манарага. Вдоль реки Манараги, ушли на ее приток - Косью. Добравшись до перевала Барсукова, решили заночевать до подъема на него. Тут и пригодилась палатка. Если брать хорошие спальники до минус 40С, то мороз не страшен. В этот раз нам повезло, мороз был всего -25С.

25 февраля: перевал Барсукова - река Вангыр - перевал Одиннадцатый — река Парнук.

Участок очень сложно проходимый, таких горных испытаний у меня еще не было! Долго мы не могли найти «дырку», чтобы залезть на перевал. Уже хотели повернуть назад, но тут нам помог Е-ТЕС. Заскочив с разгона на полку, он проложил нам дорогу! Всю ночь шел снегопад, снега выпало полметра, и утром метель не успокаивалась. Передвигаясь практически на ощупь, к обеду мы достигли перевальной точки.

Идти дальше, означало пройти точку невозврата. Решили идти вперед. Спускались по узкому, лавиноопасному ущелью. Очень крутые сливы, глубокие ямы-воронки, камни. Ниже начался коварный ручей Медведь. Он же теперь «Ручей Попова», так как проходя сложный участок, я в нем искупался. Сверху выглядит как снег-пухляк, однако под ним «капкан» - яма, и по колено воды. Когда вытащили снегоход из ручья первая мысль — вертолет сюда точно подлететь не сможет, придется его бросать здесь.

Снегоход обтек.., завелся.., и поехал! (Вот ведь делают капиталисты). Трое кто вытаскивали - мокрые по колено, я - полностью, впереди 150 км. Наконец спустились к реке Вангыр. Постоянно «прилипая» двигались вверх по течению, подошли к Одиннадцатому перевалу. И наступила ночь. Решили проходить перевал ночью. Так как с той стороны перевала должен был быть домик с печкой. Сойдя с перевала, мы сделали легкий привал у истока реки Парнук. Пройдя кажущиеся бесконечными 15 км по реке Парнук, к двум ночи вышли к охотничьему домику. Затопили печь, легли спать.

26 февраля: на Саранпауль!

При свете дня идти по реке 55 км гораздо веселее, чем ночью. По пути проезжали базу золотодобытчиков. На штабном вагончике у них висел красный флаг. Может им не сказали, что власть-то уже сменилась? Доехали до зимника Неройка - Саранпауль, 50 км и прибыли к машинам. 28го отправились домой, 29го вечером были в Перми.

Отдельно хотелось бы отметить Андрея Иванова (Екатеринбург). У него необыкновенно развита «чуйка»— способность найти правильный путь, плюс огромный опыт управления снегоходом в горах. Это очень важно в экспедициях. Сейчас он уже в экспедиции на Таймыре. Уехал в путешествие на вездеходах «Макар» на месяц.

А мы на февраль 2013 уже планируем проехать из Перми, по всему Уральскому хребту, до Северного-ледовитого океана. Некоторые участки мы уже проезжали, нужно их объединить: из Перми через Чусовой и Конжак до Вижая есть проезд. От Вижая до Мань-Пупунер мы ходили, затем до Приполярного, далее мы также уже бывали, по Щугору, через Торговое озеро, к базе Неройка. Далее в обход Манараги до базы «Желанная». А вот потом до Салехарда путь еще не пройден, нужно дойти до Карского моря. Снегоходы загрузить в ж/д контейнер в Лабытнанги, а участникам улететь на самолете через Москву домой в Пермь. Все реально. Время не каждый найти сможет - нужно до Зх недель. Да и бюджет приличный получится. Так что пойдут только самые.... Оптимальная группа 8 человек. В расчете на погрузку в контейнер и ночевки в палатке.

Резюме

Понравилось очень, адреналин получили, прошли серьезные испытания, даже больше психологические. Ведь раньше ходили по маршрутам где многие были, а тут - нет информации. Ну теперь есть, может кто последует за нами.

Видео

Перейти к списку событий