"...Вроде отсутствуют аномалии, приборы молчат, а все-таки воображение невольно обращается к духам лесов и гор. Просит о хорошей погоде на завтра, удачу на охоте, легких дорог, новых интересных встреч. Мало ли какие опасности подстерегают на маршруте, это вам не по восемь человек ходить с песнями. А если всю жизнь один на один с тайгой… Просыпаются тогда позабытые первобытные инстинкты. На уровне подсознания рождается вера в мистические образы, которые оберегут, оградят, помогут в трудную минуту. Вообще я заметил, что даже немногодневное присутствие в тайге и горах очень изменяет мысли и чувства человека, заставляет мысли уходить в глубь душевных переживаний, делает их четче и яснее. А как вдохновенны размышления у одинокого ночного костра в горах между россыпей – курумников и таинственной мерцающей звездной пылью космоса! Душа вдруг обретает новое стремление – стать частью всемирного разума, безграничных бездн.

Гора Чистоп… В этот миг хотелось оттолкнувшись с разбега, взлететь, присоединиться к парящим в голубой выси двум крылатым точкам, обозреть с высоты прекрасный край".

Михалевич С.И. цит по книге «Хозяева Уральских гор» (2009)

Главный Уральский Хребетиз Перми

Автор: Евгений Бородин, руководитель «Фан-клуба BRP»

Даты похода: 10-17 августа 2012 (6 дней пути плюс дорога туда/обратно


Cостав: 5 квадроциклов, 5 человек (Федор Акулов, Евгений Бородин (Пермь), Сергей Смирнягин, Констанин Попцов, Виталий Горнов (Лысьва)

Протяженность трека: 385 км

Я ни разу не был на Главном Уральском Хребте на квадроцикле. Отправляясь туда я знал, что причиню природе вред. Поэтому поход начался еще в магазине, когда выбирал продукты и предметы гигиены в правильной упаковке. Моей целью было увидеть тайгу, нанеся минимальные разрушения.

Тайга манит всегда. Ходить туда часто не получается, да и группы набираются разных возможностей. Но раз в сезон отправиться туда – традиция «Фан-клуба BRP». Как минимум одна экспедиция на фоне 1-2 дневных походов это хорошая перезагрузка. Посмотреть Главный Уральский Хребет хотелось именно на квадроциклах – на Мань-Пупунер и перевал Дятлова ходили ранее на снегоходах. На ATV дальше не ходили.

В пятницу, 10 августа в 4 утра выехали вдвоем с напарником Федором Акуловым от BRP Центра «Дилос-Экстрим» на машине с прицепом. Держали курс на поселок Вижай Свердловской области (675 км от Перми). В 18 часов были на месте, встретили часть группы из Лысьвы. Так нас стало пятеро. Разгрузились, разложили вещи, палатки, спальники, бензин, еду в квадроциклетные сумки и гермомешки. Переночевали на базе.

В субботу 11 августа позавтракали, выдвинулись в путь в 11 утра. Посетили перевал Дятлова.

Через 3 км от него остановились на ночевку у ручья впадающего в Лозьву. За день прошли 108 км. Главное впечатление от первого участка: мусор. Понимаю, это нестандартно, обычно говорят о видах в красивых прилагательных. Но это место реально превращают в помойку. Туристы оставляют за собой такую свалку, что в тайгу можно не ходить – у центральной мусорки в городе можно насладиться тем же видом.Это неуважение к своим внедорожным коллегам: люди преодолевают огромный путь, чтобы попасть к этому месту, а в результате встречают гору консервных банок, стекла и туалетную бумагу которая не растворяется даже под ливнем.
В месте ночевки такой же хаос (трудно было убрать за собой лагерь?!)  Я в этом вопросе человек «суеверный». Верно гласят легенды этих мест: насолишь природе – не будет легкой дороги. А потому наша группа сжигала все, что горит из брошенного, что-то закапывали, увозили с собой до места утилизации. Понимаем, что причиняем вред, разводя тот же костер, откапывая яму для отходов – но это минимальные разрушения природного колорита по сравнению с варварами-туристами. Техническая возможность танкеток например такова: едет геолог по плато, нужно ему развернуться, он одну гусеницу стопорит и разворачивается как на танке, сдирая весь дерн. Такому следу зарастать десятилетия. И мох, который содрали, становится не зеленым, а багровым – он остается, но уже не живой.
По этим следам сразу видно, где был человек. Про корозащищающую стропу можно даже не говорить… Деревья перепилены лебедками.

Между тем, кедру нужно 80 лет чтобы начать плодоносить. А спроси каждого из таких гостей, зачем им в тайгу или зачем грузовик на вершину поднимать – никто не ответит. Квадроциклы в этом плане легче, мощнее, у них есть несколько передач, они идут внатяжку, не рвут болота, мох только приминают, и тут же встают…Квадроциклисты проехали – все аккуратно. Джипперы увидели – и давай лес валить там где проехать не могут. Для чего целую эпоху под нож? Чтобы доехать быстрее! Думаю, это лжеподвиг.

Морализаторство в нашем обществе не принято. Главный враг тайги – человек. В лагере мы конечно убрали, но это ж локально. Переночевали, сделали «закладку» лишнего бензина.

В понедельник 13 августа (на второй день пути) прошли 40 км. Точнее преодолели - дорога по курумнику, берегли технику.

Ночевали за горой Отортен. Людей встретили много – пеших, ATVшников из всех городов расположенных вдоль Хребта. Группа джипперов сказала, что в одну сторону едет уже 9 дней – дорога требует предельной бдительности.
Мы и сами видели – даже погода менялась от солнечной до туманной с дождем. Еще раз убедились – этот маршрут нужно уважать, чтобы он допустил тебя. Любая промашка приводит к поломке. Это все-таки Главный уральский хребет. Вторник 14 августа, 3й день пути: дошли до Пупов, поднялись, спустились и встали лагерем у Печоры. По дороге заехали к истоку реки, пофоткались у мемориальных досок, встретили земляков из Пермского края.

На левом берегу оказалось много пеших туристов, самому младшему 13 лет. Он нес рюкзак тяжеленный: кофр квадроциклетный легче! Помогли им - подвезли несколько километров.

По дороге обратно встретили джипперов-свердловчан. У них сломался УАЗик и они попросили передать записку в некий ГАЗ 66, который тоже сломался, но там есть запчасти и человек мог бы придти оттуда пешком 30км, принести запчасти дабы они могли починить УАЗик и выехать. Мы не отказали. Тут наша группа распалась. Мы с Федором Акуловым остались вдвоем, а трио из Лысь-Вегаса (Лысьвы) поехало рыбачить на Печору. Мы по карте совместно со свердловчанами посмотрели, где можно спуститься 4 км. Лысьвенцы 1,5км проехали на квадроциклах, остальное прошли пешком, встали лагерем, порыбачили, уехали домой. Мы вдвоем шли по своему маршруту.

Дорогу обратно – если издеваться над собой и техникой – можно пройти за два дня. Но мы не стали этого делать и дошли за три. Доехали до «шишиги», передали записку от УАЗиковцев, легли спать. На утро те снарядили гонца с запчастями, он пошел спасать коллег, мы со спокойной совестью поехали дальше. Встали у кедровой избушки, набрали шишек и выдвинулись в сторону Вижая. Весь маршрут занял 6 дней, в одну сторону около 200 км – итого 385 км. На Вижае была баня, банкет с местными, обмен впечатлениями. Теперь там развевается флаг «Фан-клуба BRP». Все хорошо, зачет сдан.

Призываю всех туристов: не гадить в тайге. Стыдно за всех – пеших, четырехколесных, сплавных. Оставляют после себя помойку, никто не хочет убирать. Газовые баллоны, банки, склянки… Не можешь вывезти – собери в пакет, кто-то благоразумный заберет на машине. К разговору об экологии – что стоит перелить напитки из стекла в пластиковую тару? В походе каждый грамм – килограмм. К тому же в пластике везти удобнее,  утилизировать. Придумать коробки какие-то для перевозки – поход это целая культура. Сейчас продаются консервы в пищевом алюминии, он прекрасно горит. Хочется, чтобы глаз порадовался, а видишь горы стекла и бумаги. Впечатление что ты на вокзале у перевернутой урны.

В палатках мы ночевали 6 раз. Федор – мой компаньон – был ответственный за домик, а я за еду. Ощущения прекрасные - надувные туристические пенки, мох высотой 15см, проваливаешься, спишь как дома на диване, даже лучше.

Животные попадались – зайцы, дичь, оленей не застали. Видели медвежьи следы, встретили белок, бурундука, черную пушнину какую-то – шмыгнул зверек через дорогу. Пешие туристы говорят медведя встречают каждый раз. Выходят мишки такие худые, как велосипеды, и обратно уходят в тайгу. На людей не нападают – благо еды летом достаточно.

В этом году большой урожай шишки, золотой корень также пособирали. Полезно для мужского здоровья и деньги притягивает. Чернику, бруснику ели. Грибов много белых, красноголовиков нажарили.

У каждого в тайге своя цель. Перед тем как поехать туда, я смотрел фильм 1961 года – документальный рассказ об экспедиции на Мань-Пупунер, как люди пошли туда в сопровождении егерей на лошадях. Оттуда узнал о происхождении останцев - в горах погода изменчива и от резкого перепада температур камень разрушается. Когда-то это был большой горный массив. Переход от ветра к дождям, жаре… слабые породы выветрились, твердые задержались. Таких столбов выветривания на Хребте огромное множество, в том числе на горе Отортен и на безымянных вершинах (на навигаторе стоит отметка, а названий у них нет). Красивые столбы, ничем не хуже, чем Мань-Пупунер. Просто Мань-Пупунер культовое место и все туда стремятся.

Уральский Хребет весь красивый - словами и фотографиями этого не передать. Быть там можно часто. Банально, но природу нужно беречь. Она может не дождаться твоего сына или внука на квадроцикле если пойдет так как сейчас. Большой завет такой – не гадить. Воспитанных путешественников этим довели: на самой грязной точке при подъеме на перевал Дятлова, который все проезжают, они поставили банер с приказом: «$РИ дома!» Я полностью с ними согласен. Не уверен, что это поставят в текст...Но убежден, об этом нужно говорить, писать и создавать общественное мнение.

Что касается мистики связанной с этими местами... Что-то там происходит, энергетика сильная. Меня охватила некая паника прямо на плато. Приехали, сделали несколько кадров, и вдруг мне захотелось сразу собираться. Я забыл сделать кадр в клубной майке (а это показатель!), желая быстрее уехать. Неспроста многие название там связаны со смертью: Холатчахль – гора мертвецов, Отортен – не ходи туда…

Человек там – клоп на теле многовековой истории. И позволяет себе выбросить бутылку в природную бездну.

Вы спросите, как заставить людей собирать мусор? Правильно, деньгами. Но даже если ввести плату за него, то это же лукаво получится. Будут свозить тонны мусора, но не с Хребта. Сейчас проводится несколько акций. Например, чистят Байкал – волонтеры приезжают даже из-за границы. В Перми с берегов Данилихи, Мулянки вывозят камеры, покрышки и прочее. Ну а на Хребте просто нельзя мусорить: это же достояние всего Урала! Представьте, какой там поток. И какая свалка при том, что сгоревшие консервные банки легко смять руками, вырыть ямку. Ну а о естественных продуктах жизнедеятельности и говорить стыдно: даже собаки за собой закапывают. Едешь по приятной дорожке, удобной для восхождения (что редкость!), отличные виды – а вокруг такое.

Кто-то разведет руками: мол туристическая индустрия не развита. Но если в плане инфраструктуры она требует денег, то в плане уборки – всего лишь воспитания. Я готов поделиться идеей бизнеса – можно создать производство экологически чистой упаковки. Делают же вакуумные упаковки – почему не положить в нее консервы? 

Придет время – за свалку мусора будут наказывать. Но наступит оно небыстро. Нет мест для стоянок туристов – это тоже вносит свой разрушительный вклад. А требуется все-то поставить каркас, куда я наброшу свой полиэтилен и укроюсь от дождя. Там же складирую мусор, и его организованно вывезут. Свердловская, Пермская и соседние области вполне могли бы объединиться для решение этого вопроса.

Печеро-Илычский заповедник мог бы благотворно повлиять. При этом заработать полмиллиона рублей за сезон. Вместо того, чтобы говорить «Не пустим на охраняемую зону!» могли бы признать, что туристы повсеместно там проскакивают. 

Логично выделить 2х метровой ширины коридор. Оградить его кольями и по нему все бы проходили (пусть они сдерут мох на этом участке, а не повсеместно), выставить кордон, продающий билеты для входа на территорию. При таком раскладе все остальное осталось бы девственным.

Но на местах люди «мертвые» на подъем, это нужно решать на уровне министра природных ресурсов. Общественный резонанс могло бы создать лицо типа Федора Конюхова. Он объехал весь земной шар и мог бы рассказать,что к чему.

Ты приезжаешь в место, которое жило до тебя миллион лет. И позволяешь себе разрушение. Как природа будет благоволить? Она будет мстить своими методами. Отсюда слишком яркое солнце, притупляющее бдительность, сломанная техника, травматизм. Например, на Хребте прекрасные болота, в них накатана одна колея – так и ездите по ней. Но нет, постоянно видно что справа-слева ее объезжают. Зачем? Результат один и тот же. Причем каждый эксперимент делается на тяжелой технике.

Это наша ментальность. Культуры нет. Соединенные штаты можно только в пример ставить. Американцы в этом вопросе одна большая команда, в которой приятно находиться. А вывоз мусора – золотая жила. Мусор производится на планете с космической скоростью. Его нужно перерабатывать в сырье. Бизнесменам на заметку. В России такой культуры нет.

Штрафы настолько смешны, что люди готовы заплатить их и гулять на все деньги. Абсурд, но мы стесняемся донести бутылку до мусорки потому, что нас засмеют в городе. Какая уж тут тайга…Хочу обратиться к лидерам групп: не стесняйтесь вводить правила внутри команды. Каждый вожак вправе озвучить своей стае законы по которым выйдут в поход. Внутри «Фан-клуба BRP» эти правила задаю я. Это значит, что мне не придется краснеть за членов своей команды. А если кто-то из новичков выбросит пакет из-под сока, то вся группа встанет и будет ждать пока он не выйдет из квадроцикла и не уберет за собой. Выделяться немодно.

Желаю терпения лидерам групп, чистоты Вашим путешествиям и… увидимся вне дорог.



Фото здесь http://d-x.ru/communicate/photos/  

Рекомендуемые видео по теме:

Синие горы http://www.youtube.com/watch?v=vCHSXZqjT68

Ветер скалы и снег http://www.youtube.com/watch?v=D8AM3WGKOMc&feature=related

На гору Каменных идолов 1964 год http://www.youtube.com/watch?v=pNfdFl4w_2A

Экспедиция Северный Урал часть 1 http://www.youtube.com/watch?v=w7bU9ApmXaw

Седой Урал документальный фильм 1984 http://www.youtube.com/watch?v=h98ZPe72lfU

 

Перейти к списку событий